Главная | Регистрация | Вход
19 Апреля 2024, Пятница, 16:24:40

Судоходная обстановка


Внутренние водные пути (ВВП) – реки, озёра и водохранилища, пригодные для судоходства.

Судоходство – движение судов – осуществляется не по всему пространству ВВП, а только в пригодных для этого местах. Такие места называются судовым ходом.

Судовой ход (С.Х.) – часть водного пространства, пригодная для хождения судов и обозначенная на местности и на карте. Судовой ход разделяют на два вида: основной С.Х., по которому осуществляется основное движение судов и дополнительный С.Х., отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, рейдам, причалам, затонам и т.д.

Основными характеристиками С.Х. являются:

ось С.Х. (рис.1 -1);

кромка С.Х. (рис.1 - 2);

полоса движения (рис.1 - 3).



Рис.1. Части судового хода.

1 – ось С.Х.; 2 лев., 2 пр – левая и правая кромки С.Х.; 3 – полоса движения; 4 – дополнительный С.Х.

Стрелкой показано направление течения.


Судовой ход находится между двумя кромками С.Х. (правая/левая). Ось судового хода – условная линия, проходящая по центру С.Х. на равном расстояние от кромок С.Х.. Ось делит С.Х. на две полосы, предназначенные для движения в противоположных направлениях: вниз по течению – справа от оси, вверх по течению – слева от оси. Все направления (лево/право) на реках определяются в направлении по течению.

На местности судовой ход обозначается специальным навигационным оборудованием - знаками судоходной обстановки (в смысле обставлять С.Х.). На морях применяют кардинальную систему обозначений опасностей, т.е. опасное место огораживают вехами,

буями с четырех сторон по сторонам света. На ВВП применяется латеральная система - система расстановки навигационных знаков, обозначающая левую и правую кромку судового хода или его ось. На правой кромке судового хода устанавливают знаки, окрашенные в красный цвет, на левой - знаки, окрашенные в белый (на реках) или черный (на водохранилищах и озерах) цвет. Ось судового хода обозначается створами - парными знаками, установленными на берегу, которые задают прямую линию, на определенном отрезке совпадающую с осью судового хода. В некоторых случаях створы обозначают и границы судового хода.

Т.о. знаки судоходной обстановки бывают плавучими и береговыми.

Плавучая судоходная обстановка представлена бакенами, буями и вехами.



Буи – металлические поплавки (конический или прямоугольный) с сигнальным фонарём и якорем.



Бакен – деревянная фигура (пирамида, шар, цилиндр), установленная на деревянном же плотике.

Веха – шест, плавающий в вертикальном положении;

устанавливается рядом с бакеном или вместо него (на малых реках).


Знаки плавучей судоходной обстановки располагаются на протяжении судового хода на расстоянии 1,5 – 2 км друг от друга (на расстоянии прямой видимости без бинокля). Они имеют свою определённую форму и цвет (для распознавания их днём) и световой сигнал (для распознавания ночью).

На рисунке 2 показаны бакены правой кромки судового хода (красные); бакены левой кромки судового хода (белые или чёрные). Поворотный бакен (красный с белой полосой).

Помимо показанных на рисунке, бывают бакены другого назначения: осевые (для очень широких судовых ходов), бакены опасности (обозначаются крестом), свальные (указывают дополнительные течения), разделительные (указывают разветвления судового хода), поворотно-осевые, перевальные и мн. др.



Рис. 2. Судоходная обстановка.

1-4 – как на рис.1; 5 – бакен правой кромки С.Х.; 6 – бакен левой кромки С.Х.; 7 – поворотный бакен; 8 – осевой створ; 9 – щелевой створ.

Стрелкой показано направление течения.


Береговая судоходная обстановка представлена знаками двух видов. Это знаки положения судового хода и информационные знаки.

Главными знаками положения судового хода являются створные знаки. Ими оборудуются створы состоящие из 2 створных знаков (осевые створы), обозначающие ось С.Х. или состоящие из 3 створных знаков (щелевые створы) и обозначающие ширину С.Х. Обычно ставятся в местах поворота С.Х. Принцип работы осевого и щелевого створов показаны на рис. 2. Как и кромочные баке

ны, створные знаки имеют постоянную раскраску и световые сигналы (зелёные по левому берегу и красные по правому).

Другими знаками положения судового хода являются ходовые знаки («бакен», установленный на берегу, - на каналах), знаки-ориентиры, маяки (на озёрах, водохранилищах).

Второй вид береговой судоходной обстановки – это информационные знаки. Они бывают: запрещающие, предписывающие, предупреждающие и указательные.

Запрещающие знаки – белые щиты круглой формы с красным краем, перечёркнутые красной полосой. Строго запрещают какое-либо действие.

Например:

«Якоря не бросать!» – в местах прохождения подводных п

ереходов (линий связей, трубопроводов и т.п.).

«Движение мелких плавсредств запрещено!»


Предписывающие знаки – белые щиты квадратной формы с красным краем. Требуют строгого выполнения какого-либо действия.

Например:

«Ограничение скорости»

           «Ограничение надводного габарита» (при прохождении мостов или ЛЭП).

Предупреждающие – белые щиты квадратной формы. Указывают на возможные опасности.

Например:

«Внимание!»

           «Пересечение с другим судовым ходом» (перекрёсток внутренних водных путей).

Указательные знаки – белые ромбы или прямоугольные таблички, дают общую информацию о судовом пути (отметки километража от начала судового пути, указатели населённых пунктов, обозначения рейдов и т.п.).



Вопросы для самостоятельной проверки знаний

1. Как расшифровывается ВВП?

2. Что такое судовой ход?

3. Чем отличается основной судовой ход от дополнительного?

4. Назови три основные характеристики судового хода.

5. Что такое ось судового хода?

6. Как обозначаются кромки судового хода?

7. На какие типы разделяют знаки судоходной обстановки?

8. Что обозначают створные знаки?

9. Какие информационные знаки бывают?


Правила плавания по ВВП

Правила плавания по ВВП – это «правила дорожного движения» на воде. Их главное назначение – безаварийное судовождение.

I. Определение маломерного судна. Суда, плавающие по ВВП, делят на две категории: водоизмещающие («крупные») и маломерные. Маломерное судно (МС) – судно длиной менее 7 м, а также любое парусное судно.

II. Движение судов. Крупные (водоизмещающие) суда могут двигаться только по правой по ходу полосе судового хода. Правила движения маломерного судна:

  1. Не мешать крупным судам.
  2. Запрещается движение при ограниченной видимости, нахождение вблизи крупных судов, навигационного оборудования, мостов, пляжей, причалов (в радиусе 200 м).
  3. Движение на С.Х. – однокильватерной колонной вдоль кромки своей полосы движения (не более 10 м от кромки).
  4. Движение вне С.Х. – как угодно.
  5. Пересечение С.Х. – фронтом перпендикулярно оси С.Х., за 500 м от встречного крупного судна, а лучше за его кормой.

III. Расхождение судов.

  1. Правило приоритета – порядок преимущества у маломерных судов: Гребное < моторное < парусное.
  2. Расхождение на встречных курсах – левым бортом.
  3. Расхождение на пересекающихся курсах:
    1. моторные МС – пропускают помеху справа;
    2. парусные МС
      — на одном галсе: наветренный уступает подветренному
      — на разных галсах: левый галс уступает правому.

IV. Обгон судов.

  1. На судовом ходу – по левому борту.
  2. Вне С.Х. – как угодно.

V. Знаки на крупных судах.

красный флаг на мачте

чёрные шары на носу

опасный груз

на якоре


не управляюсь



на мели

VI. Зрительные сигналы.

  1. Бортовая отмашка флагом или мигающим светом – обозначение борта расхождения.
  2. Горизонтальное движение белого флага или фонаря – просьба остановиться.
  3. Вращение предмета или фонаря по кругу над головой – потеря хода или управляемости.
  4. Сигналы бедствия:
    1. обе расставленные руки вверх-вниз
    2. на носу на мачте – две фигуры
    3. движение флага на мачте вверх-вниз
    4. мигание фонаря или прожектора
    5. красные ракеты, фальшфейеры, пламя, дым, любой доступный способ подать сигнал

VII. Звуковые сигналы крупных судов. («●» – короткий сигнал; «—» – длинный сигнал).

  1. манёвры
  2. ●●

    ●●●

    ●●●●

    ●—

    —●

    вправо

    влево

    назад

    остановка, оборот

    передний ход

    задний ход

  3. информация
  4. отхожу

    —●●●

    ●—●

    —●—●

    подхожу

    на якоре или на мели

    вас понял

  5. тревожные
    ●●●●● – предупреждение
    — — — – человек за бортом
    — — — — — — — — или ●●●●●●●●●●●●●●● – бедствие (частая непрерывная сирена или удары колоколом)
    ●●● — — — ●●● – SOS (радиосигнал)

VIII. Огни судов.

Главные ходовые огни:
1) топовый белый на мачте
2), 3) – бортовые правый (зелёный) и левый (красный)
4) – кормовой белый


Лоция


Лоция – научная дисциплина, которая изучает условия плавания судов по водным путям.

Лоция бывает общая и специальная.


Общая лоция рассматривает водные пути в целом, даёт их общее описание в единых терминах.
Специальная лоция описывает конкретный участок водного пути (реку или ее часть).



Основные понятия общей лоции









Река – постоянный поток воды на земной поверхности.















Берег – полоса суши вдоль водной поверхности реки.













Речная долина – понижение земной поверхности по обеим сторонам реки.


Пойма – часть речной долины, затапливаемая в половодье.


Русло – часть речной долины (самая низкая), по которой течёт вода при самых низких уровнях воды.








Меженный уровень – глубина реки при самом низком уровне воды.

Межень – длительный период низкого уровня воды, например, во время летней засухи.


На фото четко видна часть почвы без растительности. Когда река полноводна, то вода затапливает эту часть.

Зафиксированное состояние реки наглядно демонстрирует, что такое меженный уровень.







Стрежень – часть реки по ширине с самым быстрым течением.


Перекат – нанос в русле реки в виде поперечного вала во всю ширину реки.


Плёс – глубоководный участок реки между двумя перекатами.

 





Специальная лоция

По сути, специальная лоция – это карта, на которой с помощью специальных значков указаны судовые ходы, навигационная обстановка, опасности и пр. Эти специальные значки условные обозначения – могут быть такими:


ZWCLUB © 2024    Design: DieRulez
Сайт управляется системой uCoz